Главная Йога

Йога

Йога - гимнастика для души и телаЙога - гимнастика для души и тела.
Йога - не просто набор упражнений для утренней зарядки, а целая философия.
Йогу считают одной из самых гармоничных систем развития человека. Йога помогает поддерживать хорошую форму и избегать стрессов. Адепты йоги живут гораздо дольше среднего, редко болеют, менее подвержены отравлениям. Занимаясь йогой, можно найти у себя скрытые резервы и научиться их использовать.
Йога — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния.
По традиции, правильные занятия йогой включают различные очищающие организм упражнения, умение контролировать дыхание и позы, так или иначе действующие на жизненные силы, заключенные в теле.
Со временем древняя традиция Востока была адаптирована и приспособлена для современных людей. Теперь занятия йогой пользуются все большей и большей популярностью у посетителей спортивно-оздоровительных центров.
Йога - путь к интимности. Упражнения стимулируют работу нервной системы, улучшают кровообращение, усиливают приток крови к нижней половине тела, снимают напряжение, обостряют чувственное восприятие, а все это положительно сказывается на интимной жизни.
Йога - это подвижность и гибкость. Упражнения помогут развить гибкость, которая придаст нашей фигуре хорошую и красивую осанку.
Йоге можно дать очень простое и очень сложное определение. Если просто: йога - это специальные занятия, помогающие развить силу, гибкость, выносливость, научиться концентрировать внимание и расслабляться, улучшающие память, логическое мышление и, наконец, настроение.
Если же сложно... "Слово "йога" означает единство, так же как и слово "религия", - в обоих случаях подразумевается единение с божественной, сверхчеловеческой сущностью. - Это определение Эрнеста Вуда, одного из выдающихся исследователей индийской философии. - Йога - это всегда практический подход. "У нас есть религиозное знание - что теперь с этим делать?" - этот вопрос типичен для большинства индусов, людей очень энергичных и практичных. Йога должна рассматриваться как точная и целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной). Она противоположна пассивной массовой религиозности, она поддерживает стремление человека к самовоспитанию и реализации".
Йоге 5 тысяч лет. Во II веке до н.э. индийский мудрец Патанджали, систематизировав имеющиеся знания, основал классическую восьмиступенчатую йогу.
Самосовершенствование всегда начинается с физической составляющей: чем здоровей человек, тем легче ему сосредоточиться на проблемах духа. Поэтому первые четыре ступени йоги направлены на физическое совершенствование. Первую и вторую ступени - "яма" и "нияма" - можно обозначить как запреты и предписания. Их цель - очистить тело, они предполагают элементарную гигиену и диету. Голодание, водные процедуры, закаливание, очистительные клизмы - в полезном эффекте этих мер, наверное, не усомнится сегодня никто.
В Индии ученик, постигающий йогу, тратит на первые две ступени около четырех лет. И только после этого учитель, образно говоря, переводит его в следующий класс - показывает первую ассану (позу). Третья ступень йоги так и называется -"ассаны" (позы). Четвертая - "пранаяма" - специальная дыхательная система. Вас учат правильно дышать: глубоко, медленно, животом, а не диафрагмой, задерживать дыхание.
Чем йога лучше других систем физического совершенствования? Ей могут заниматься практически все, без ограничения возраста, пола, без предварительной физподготовки. Причем для всех занятия будут одинаково эффективны. Один, скажем, будет стоять на голове, второй выполнит березку - оба получат свою дозу нагрузки.
Существует немало направлений йоги: раджа-йога (йога воли) и джняна-йога (йога знания), карма-йога (йога мудрости) и буддхи-йога (йога любви). Все они пересекаются друг с другом, их философия и практика достаточно сходны. У всех направлений три конечные цели: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы (гармонии). Другое дело, что в процессе занятий вы, к своему собственному удивлению, можете обнаружить, что обрели некие ценные качества (стали уравновешеннее, мудрее, добрее), не прилагая к этому особых усилий. Йога объясняет, как мы должны обращаться со своим телом, со своими эмоциями, со своим разумом, как должны воспитывать свою этическую и духовную природу с тем, чтобы все эти компоненты достигли максимального развития.
Итак, сначала человек должен освоить ассаны, довести их выполнение до автоматизма и потом, уже не задумываясь о технике, перейти к следующему, более сложному этапу - научиться медитировать. Стоя, скажем, на голове или закрутившись в узел. Йога - не только и не столько физкультура, сколько медитация. Если долго держать ассану, открываются безграничные горизонты для созерцания.
Чуть ли не самое важное для истинного поклонника йоги - размышления. Опытный наставник дает советы - как размышлять, о чем. Например, как устроен человек, где заканчивается Вселенная, что будет на Земле через тысячу лет.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии. В данной статье речь пойдет об основных философских понятиях и концепциях этого учения, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

История

Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед) философских школ Индии. Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде этой школы, «Йога-сутре», и комментариях на этот труд. Об авторе «Йога-сутры», Патанджали, нам практически ничего не известно. В Индии он издревле считается великим учителем, йогом и философом, жившим во II в. до н.э. Однако сегодня большинство ученых сходятся на том, что по содержанию и терминологии «Йога-сутру» следует отнести ко II в.н.э.
Патанджали не был человеком, придумавшим учение йоги. Истоки изложенной им йоги мы находим еще в древнейшем памятнике мировой культуры – Ведах (~ II тыс. до н.э.), священных текстах Индии. Учение об основных элементах йогической практики – концентрации, созерцании, управлении сознанием и сам термин «йога» – присутствует в ранних упанишадах (~ VI – III вв. до н.э.), комментариях к Ведам. Особое место в протойоге занимают древние эпические произведения Индии: Рамаяна и Махабхарата (~ I тыс. до н.э.). В наибольшей степени здесь выделяется часть Махабхараты, которая называется Бхагавадгита. В ней присутствуют многие важные части учения йоги, нет лишь необходимой для философии систематизации и классификации категорий - основных философских понятий. Таким систематизатором и выступил Патанджали, обобщив и кратко сформулировав древнее духовное знание. Теория и практика «Йога-сутры» в полной мере выдержала испытание временем и заслужила право называться классической йогой.
Труд Патанджали, как и многие трактаты того времени в Индии, представляет собой совокупность коротких предложений (сутр). Для учеников они, возможно, служили, как бы памяткой для восстановления хода сложных устных рассуждений. Однако для потомков, не имеющих возможности лично общаться с учителем, кратких сутр часто недостаточно. Поэтому существующее сегодня учение классической йоги формировалось, помимо изначального трактата Патанджали, обширной комментаторской литературой. В настоящей статье мы ориентируемся на «Йогу-сутру» и наиболее авторитетный комментарий, принадлежащий философу Вьясе, «Йога-бхашья» ( V в.н.э.).
Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.
Пракрити (материя) – это все, что мы видим, слышим, осязаем или способны почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии Пракрити заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.
Под Пурушей понимается вечный Дух , духовное начало. Он трансцендентен Пракрити, то есть находится за пределами всей Природы . Пуруша – это высшая часть бытия. В Нем нет форм, характерных для Пракрити, поэтому его невозможно себе представить. Он обладает сознанием, тогда как материя бессознательна. Не стоит, однако отождествлять Пурушу с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Бог классической йоги – Ишвара – проявление Пуруши, но Он не творит мир и не управляет им. Кроме Него, в Духе существуют и другие боги, но Ишвара является высшим среди всех духовных существ. Он также обладает важнейшим для философии йоги свойством соединять и разъединять Пурушу и Пракрити.
До соединения Духа и материи, последняя находится в не проявленном состоянии. Это означает, что вселенной не существует, а три основных свойства или силы (гуны) Пракрити находятся в равновесии. Гуна саттва отвечает за принцип ясности, раджас – за принцип движения, активности, тамас – за принцип покоя, инертности. При соединении Духа и материи, Пуруша, как сознательное начало начинает в определенном смысле управлять Пракрити, вызывать в ней изменения. Гуны начинают взаимодействовать друг с другом во множестве комбинаций и, проходя определенные стадии, образуют объективный мир во всех его формах. При этом первым продуктом взаимодействия гун становится Буддхи-Махат. Это важное понятие философии йоги обозначает идеальную основу всей будущей вселенной. В ходе дальнейшей эволюции через ряд стадий образуются пять первоэлементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля, из которых и состоят все объекты.
Взаимодействие гун – это непрерывное изменение, следствия которого мы наблюдаем в нашем постоянно меняющемся мире. Эти видоизменения обуславливают для нас ощущение времени . То есть, мы можем сказать, что секунда – это не маленький временной отрезок, а некоторое наблюдаемое нами изменение, например, переход стрелки часов в следующее положение. В соответствии с классической йогой, времени, как такового, не существует, есть лишь момент (сейчас) изменения. Любые изменения возможны в каком-то пространстве, поэтому для объективного мира характерна также категория пространства .
В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.
Следует отметить, что идеи йоги можно встретить во всех ортодоксальных индийских философских школах, а также в джайнизме, буддизме, сикхизме, даосизме не говоря уже многочисленных направлениях в самой йоге, выросших из своей классической формы.
В период активной колонизации Востока европейскими странами, философия йоги начинает пробираться на Запад. С ней знакомятся ученые Европы, Америки и России. Появляются и индийские мыслители, популяризующие учение йоги. Наиболее известные из них – Рамакришна (1836-1886 гг.), его последователь Вивекананда (1869-1902 гг.), а также Ауробиндо Гхош (1872-1950 гг.). Философская основа йоги, распространяемой на Западе, не претерпела серьезных изменений, но в ней наметились тенденции к сочетанию духовности йоги и достижений западной науки, а также к синтезу различных религиозных учений.
В современном мире йога становится все более популярной. Про нее снимают телевизионные передачи, ею занимаются в фитнес-клубах, о ней рассказывают известные артисты. Однако, став общедоступной, йога во многом утратила свою эзотерическую часть, и люди сегодня стремятся жить лучше в этом мире с помощью методов йоги, не стремясь к миру запредельному, к сокровенной сути философии йоги.

Дыхательная гимнастика йогов

Дыхательная гимнастика йоговЙоги различают четыре главных способа дыхания: верхнее дыхание, среднее дыхание, нижнее дыхание, полное дыхание йогов. Первый способ нежелателен для человека, который хочет быть здоровым. Второй -лучше, но все же совершенно недостаточно хорош. Третий - приемлем, но не идеален. Вся наука йогов о дыхании построена на четвертом способе. Рассмотрим вкратце три первых способа, четвертому же уделим побольше внимания.

Верхнее дыхание. Этот способ дыхания известен на Западе под названием ключичного дыхания. Дыхание, расширяя ребра, поднимает ключицу и плечи, в то же время сжимая кишечник и надавливая им на диафрагму, которая в ответ тоже напрягается, вспучиваясь. При этом используется только верхняя часть легких - наименьшая по величине, а следовательно, в легкие входит лишь меньшая часть воздуха, чем могла бы. Вдобавок и диафрагма, двигаясь вверх, не имеет достаточной свободы и простора для своего движения. Анатомическое изучение грудной полости убедит каждого, что такой способ дыхания при наибольшем усилии дает наименьший полезный результат. Верхнее дыхание, очевидно, наихудшее дыхание. Оно расточает энергию и бедно результатами. Именно этот способ дыхания всего более и распространен на Западе. Так обыкновенно дышат женщины и певцы, проповедники, адвокаты и все те, кто казалось бы, должен был бы лучше других знать дело. Много болезней голосовых и дыхательных органов порождает этот варварский способ дыхания из-за того напряжения, которому он подвергает органы, столь деликатные по своему строению. Хриплый неприятный голос - частый результат такого дыхания. Верхнее дыхание характерно для людей с дурной привычкой дышать открытым ртом.
Если читатель сомневается в правильности сказанного, он может проверить это на собственном опыте: выдохнув из груди весь воздух, встаньте прямо, опустив руки спокойно по сторонам, и затем вдохните, приподнимая плечи и ключицы. Так всякий сможет убедиться, что количество вдыхаемого воздуха будет гораздо меньше нормального. Затем, сделав вдох полной грудью при опущенных плечах и ключице, вы получите наглядное подтверждение, что такой способ дыхания значительно лучше верхнего дыхания.

Среднее дыхание. Этот способ дыхания известен на Западе под названием реберного или межреберного дыхания и, хотя менее плох, чем верхнее дыхание, однако по результатам гораздо ниже полного дыхания йогов. При среднем дыхании диафрагма нажимает вверх и кишечник втягивается внутрь. Ребра при этом несколько раздвигаются, и грудь соответственно расширяется. Так как можно указать два способа лучших, то к ним мы непосредственно и перейдем.

Нижнее дыхание. Такое дыхание гораздо лучше, и на Западе многие даже считают его полноценным глубоким дыханием. Для йогов же эта форма дыхания составляет лишь часть тон системы, которая им известна уже многие столетия и называется ими "полным дыханием".
При нижнем дыхании легкие имеют больше свободы действия, чем при верхнем и среднем дыхании, и сообразно с этим и воздуха они могут поглотить больше. Но в итоге верхнее дыхание наполняет воздухом только верхнюю часть легких, среднее - только среднюю и часть верхней, а нижнее - среднюю и нижнюю. Очевидно, способ дыхания, который наполняет воздухом все пространство легких, предпочтительнее каждого из этих трех, так как дает возможность легким усвоить из воздуха наибольшее количество праны, жизненной энергии, разлитой во всем мире и непосредственно впитываемой человеком. Таким наилучшим из всех является "полное дыхание" йогов.

Полное дыхание йогов. Полное дыхание йогов соединяет в себе все хорошие стороны верхнего, среднего и нижнего дыхания, не имея их недостатков. Оно приводит в движение весь дыхательный аппарат легких, каждую их клеточку, каждый мускул дыхательной системы. Максимум пользы получается при минимуме затраченой энергии. Грудная полость расширяется во всех направлениях, и каждая часть ее дыхательного механизма работает в полную меру своей возможности. Одна из важнейших особенностей этого способа дыхания та, что все мускулы дыхательного аппарата находятся в действии, тогда как при других формах дыхания часть мускулов совершенно не двигается. При полном дыхании одновременно действуют все мускулы верхней, средней и нижней части груди и диафрагмы, что дает наилучшие результаты. Полное дыхание вовсе не означает полного наполнения легких воздухом при каждом вдыхании. Можно вдыхать среднее количество воздуха, следуя способу полного дыхания, но распределять это большое или малое количество воздуха правильно по всему объему легких.
Надо сказать, что полное дыхание не есть нечто искусственное и ненормальное. Напротив, это прямое возвращение к Природе. Близкий к природе дикарь или первобытный человек и здоровый ребенок цивилизованных народов дышат именно так - полным дыханием. Но цивилизованный человек, привыкая к ненормальному образу жизни, ненормальной одежде, ненормальной пище, теряет нормальное полное дыхание.

Йога как оздоровительный комплекс

Йога как оздоровительный комплексЙога представляет собой способ жизни, который дает совершенное здоровье - физическое, умственное, моральное.
Упражнения йоги являются одновременно и лечебными и профилактическими. В этом особая прелесть системы. Она проста, точна, эффективна, экономична во времени и вполне под силу любому практикующему.

Йоге, как учению — более 6000 лет, а ее популярность не падает, даже наоборот — растет постоянно! Без преувеличения можно сказать, йоге присуще выраженные косметические эффекты — лицо и тело, избавленные от дряблостей и отеков посредством асан (это поза, делающая тело устойчивее и подвижнее) и правильного дыхания говорят сами за себя. Старение и нездоровье — это следствие внутренних причин: тревог, беспокойств и бесконечных переживаний. Истинной целью йоги является изменение состояния сознания. Женщины обращаются к йоге с разными целями: одни хотят сделать свое тело сильным и гибким, другие - сохранить молодость и хорошее самочувствие, третьи - подготовиться к рождению ребенка или решить какую-то конкретную проблему, например, избавиться от болей в спине, научиться снимать ежедневный стресс или облегчить переход в климактерический период. Есть и такие, кого приводит в класс йоги неясное чувство неудовлетворенности своей жизнью.

После занятий йогой многие обретают уверенность в себе, тело становится более гибким и сильным, успокаивается ум. Комплекс упражнений курса йоги прекрасно воздействует на все мышцы, включая в работу так же более глубокие мышцы тела. Акцент делается на укрепление мышц спины и пресса – от их тонуса многое зависит: осанка, походка,  уменьшение нагрузки на позвоночник и стабильность работы внутренних органов. Плюс использование дыхания во время упражнений помогает поддерживать мышцы в тонусе, но расслабить мозг.

Йога лечит:

  • заболевания позвоночника
  • артриты и артрозы суставов
  • астению -  возникает в результате истощающих заболеваний внутренних органов) - вегетососудистая дистония;
  • функциональные нарушения работы внутренних органов;
  • нервные расстройства, вызванные стрессами (в том числе усталость и бессонница).

Учтите, что в йоге есть свои противопоказания и ограничения. Так, осваивать это древнее учение воспрещается тем, кто имеет:
  • острые заболевания и заболевания в хронической стадии
  • психические расстройства
  • органические поражения сердца (некомпенсированные пороки, пароксизмальная тахикардия, мерцательная аритмия, аневризма аорты, дистрофия миокарда)
  • заболевания крови
  • инфекционные поражения опорно-двигательного аппарата
  • тяжелые черепно-мозговые травмы
  • повреждения позвоночника с неудовлетворительной компенсацией
Для того, чтобы йога давала результаты и положительно влияла на ваше здоровье следует относится к ней не как к фитнесу, а как к комплексной системе оздоровления. Потому вы должны изменить режим дня, питание, поведение, восприятие всего окружающего.